ЦЕПЬ, ЗАКАЛКА, БОЛТОРЕЗ И снова о защите велосипеда от кражи. На этот раз объясняем, почему многие противоугонные цепи не такие уж противоугонные и панически боятся арматурных ножниц. Грозная, как Цербер, гибкая, как черная мамба. Кажется, что надежность – второе имя закаленной цепи. Если бы! На YouTube сотни видео, где мужчины чикают цепь с маркировкой «Закалено» болторезом. Делают они это секунд за 15, словно перед ними моток бечевки. Получается, производитель врет и цепь сырая? Маловероятно – скорее всего, она правда закалена. Но почему тогда режется? Неужели закалка – фикция?
НЕ ФИКЦИЯ, НО И НЕ ПАНАЦЕЯ
За редким исключением цепи под замок не прокаливают насквозь. Чтобы понять почему, достаточно по верхам ориентироваться в механике. Закаляя сталь во всю толщину, мы повышаем твердость, а значит – теряем упругость и увеличиваем хрупкость. Звенья становятся уязвимы к одномоментному разрушению – например, удару кувалдой. Итак, замковые цепи не прокаливают во всю толщину металла. Но что же с ними делают? Откуда берется заветная маркировка ‘Hardened’ («Закалено»)? Все просто. Почти все противоугонки, от китайщины за 500 рублей до Abus ценой с велосипед, подвергают цементации (англ.: case hardening). Цементация – это когда цепь кладут в стальной ящик, засыпают углеродосодержащей смесью, полдня выдерживают в печи при температуре 900-950°C, а затем охлаждают. Что в итоге? Снаружи сталь закалена – порой до 65 HRc по шкале твердости Роквелла. Это даже больше, чем у ножовки по металлу, и пилить ей цепь все равно что резать картон тетрадным листом. Но почему закаленные таким способом звенья пасуют перед метровым болторезом? Ответ в буквальном смысле на поверхности: закалка затрагивает только внешний слой в 1,5-2 мм толщиной. Внутри же сталь остается мягкой: в лучшем случае 25-30 HRc. Губки болтореза в два раза тверже – на радость испытателям с YouTube. Остается только захватить ими пруток и вжаться в рычаг инструмента что есть силы. Чик! – и готово.
ПРОТИВОЯДИЕ ОТ БОЛТОРЕЗА Если не закалка, то что убережет цепь от техасской резни арматурными ножницами? Отвечаем в порядке убывания важности.
Толстый пруток. Сечение 10 мм усложнит задачу всем болторезам, которые можно пронести за пазухой или в сумке. 12 мм – и инструмент можно зачехлять, если только дело не происходит в пустом подъезде, а вор не Халк. С прутком 16-18 мм вообще могут тягаться лишь гидравлика и болгарка. Обычному болторезу, даже метровому, просто не хватит зева. Все бы ничего, но такая цепь антипортативна: при длине 1 м она весит 5-6 кг. Придется обвить вокруг излюбленной стоянки и там оставить.
Максимально сложные условия для угона. Вспомним ролики с YouTube. Пышущий силой испытатель раскладывает в гараже противоугонную цепь. Рядом лежит метровый болторез и на всякий случай аккумуляторная болгарка. Вокруг ни души – разве что друг, снимающий все на смартфон. И вот в таких комфортных условиях проходит краш-тест. В реальной жизни все заковыристее. Вор выйдет «в поле» не с метровым, а 400-750 мм болторезом, болгарки не будет вообще. Само же действие развернется не в герметичном гараже, а на улице (мы все же надеемся, что в подъезде велосипеды никто не оставляет). Тут судьба подсказывает велосипедисту: «Я почти все сделала. Просто натяни цепь повыше от асфальта, чтобы нельзя было упереть болторез в землю».
Форма сечения прутка. В теории цепи с шестигранным прутком устойчивее к перекусыванию, чем скругленные, так как нагрузка распределяется на большую площадь контакта. На практике мы снова упираемся в толщину прутка: овал 12 мм всегда надежнее шестигранника 8 мм.
Цепи с замком и под замок, как и другие средства защиты велосипеда от угона, можно купить у нас.
(статья взята с сайта palladium.ru)
|